30 июня 2022 года совет депутатов муниципального образования Кебанъёль Усть-Куломского района Республики Коми на голосовании лишил депутатского мандата Елену Ключко за открытую антивоенную позицию. В ноябре мандат Елене вернули после вмешательства прокуратуры. Рассказываем, что случилось.
Ещё до того как стать депутатом, Елена была известным человеком в посёлке и в районе: сначала работала руководителем профучилища, потом владела ателье и со многими жителями посёлка общалась как с заказчиками. Елену также знают как защитницу Шиеса и экоактивистку: она организовывала мероприятия по раздельному сбору отходов, образовательные мероприятия, субботники.
Елена стала муниципальным депутатом в сентябре 2021 года. Несмотря на то, что она шла на выборы по списку от КПРФ, ни в какой партии Елена не состоит и считает себя независимым депутатом.

О начале полномасштабного вторжения в Украину Елена узнала утром 24 февраля из соцсетей. Её охватили ужас и бессилие. По собственному признанию, Елена из поколения людей, чья юность прошла в период первой российско-чеченской войны и выступить против любой войны было единственным приемлемым для неё вариантом.
Она решила высказываться против, будучи уверенной, что среди её избирателей много тех, кто солидарен с антивоенной позицией. Площадкой для высказываний Елена выбрала свою страницу ВКонтакте и комментарии, где она пыталась переубедить сторонников войны.
Первые посты она писала, когда ещё не было законов о дискредитации ВС РФ, но после их принятия Елена сочла, что переставать высказываться будет неправильно.

Позиция Елены некоторым односельчанам пришлась не по душе, и они составили обращение в совет депутатов с требованием исключить Елену из его состава. Под этим обращением было более 200 подписей, при этом в посёлке проживают не менее 1500 человек. Елена полагает, что сбору подписей посодействовали и другие депутаты: из 10 депутатов в совете только она одна — независимый депутат.
Среди 200 подписей были люди, которых Елена хорошо знала: для некоторых в своё время шила и ремонтировала одежду. Их подписи стали для неё предательством. Но были и те, кто отказались ставить подпись: среди подписавших не оказалось близких знакомых, некоторых заказчиков, соседей Елены, учителей местной школы.
Она добавляет: «Отказ от подписи — это уже очень много в нынешних обстоятельствах».

Обращение граждан было рассмотрено на совете депутатов. Глава посёлка, он же председатель совета депутатов, советовался с администрацией района и с администрацией главы Коми.
Чтобы исключить депутата из совета есть определенная законом процедура. Если сам депутат этого не желает, то его можно исключить либо в результате местного референдума, либо после вступления в силу решения суда о совершении депутатом уголовного преступления.
На тот момент ни одно из этих условий выполнено не было, и Елена посоветовала главе посёлка в ответе на обращение граждан указать, что оснований для лишения мандата нет. Но 30 июня совет депутатов проголосовал за исключение Елены: в нарушение процедуры. Там же ей дали возможность ещё раз обозначить свою антивоенную позицию, что она и сделала.
По поводу исключения из совета глава сказал ей: если не нравится, идите и обжалуйте в суде.

Елена признаётся, что это был самый сложный момент в этой истории. Обжаловать решение она не собиралась: считала, что это слишком опасно. На слуху были истории муниципального депутата Горинова из Москвы, которого осудили на 7 лет и депутата Хельги Пироговой из Новосибирска, которой пришлось покинуть страну из-за уголовного дела о «фейках».
Елена ожидала, что за ней рано или поздно придут и готовилась к этому: советовалась с юристом, договорилась с адвокатом, готовила варианты эвакуации за границу. По просьбе мужа и детей, которые беспокоились за неё, она перестала писать что-либо антивоенное в интернете, но написанное не удаляла.
Она решила отложить обжалование на более спокойные времена. Елена знала, что её исключение незаконно, поэтому продолжала считать себя депутатом.
В чате депутатов КПРФ Елена написала о сложившейся ситуации. Олег Михайлов и депутат Госсовета Коми Виктор Воробьёв предложили от своего имени обратиться в прокуратуру, чтобы опротестовать незаконное решение. Елена им отказала, поскольку всё ещё опасалась за свою безопасность.
Но Виктор Воробьёв самостоятельно обратился в прокуратуру с требованием проверить законность решения совета Кебанъёля о лишении Елены полномочий депутата.

Прокуратура опротестовала решение совета депутатов, но вместе с тем направила информацию в полицию для привлечения Елены к административной ответственности за дискредитацию ВС РФ.
Об обращении она узнала только месяц спустя, 4 августа, когда к ней пришла полиция брать объяснение по административному делу.
Начались два отдельных процесса. Первый процесс был по поводу депутатского мандата Елены, и кончился тем, что 8 ноября совет депутатов вернул Елене полномочия.
Второй процесс был о привлечении Елены к ответственности за дискредитацию ВС. Было возбуждено два одинаковых дела за два поста на странице ВКонтакте, по обоим делам суд вынес обвинительное решение и присудил по 15 тысяч рублей штрафа.
Друзья Елены, экоактивистское сообщество и Земский съезд помогли собрать 30 тысяч рублей, и в настоящее время штраф уплачен. Вместе с адвокатом Елена обжалует решение с целью довести дело до ЕСПЧ.