Как преступление в Подмосковье актуализировало проблемы насилия и расизма

В Электростали Московской области двое мужчин сняли скальп с парня из-за цвета его волос. Обоих подозреваемых — Илью из Коми и Зафара из Таджикистана — уже задержали. Несмотря на то, что только один из них не гражданин РФ, многие люди стали обвинять в произошедшем «мигрантов» и стали призывать к их высылке. Редактор Komi Daily Валера Ильинов объясняет, почему токсичная маскулинность не имеет национальности, но имеет гендер.


Когда преступление совершает человек, чья внешность, чьё имя или чьё происхождение отличается от титульной нации, то многие люди, а с ними и СМИ сразу же подмечают национальность или этничность преступника. Но никто это не делает, если преступником становится русский. Национальная идентичность человека оказывается неважна, если это «правильная» идентичность. Так работает расизм.

Шовинистический телеграм-канал Readovka пошёл ещё дальше: их редактор посчитал, что Коми — отдельное государство, из которого приехал один из «мигрантов». Позже «ошибку» исправили, но интернет всё помнит:

Но никто не уточняет и не подчёркивает, что оба нападавших — мужчины. И это в первую очередь объединяет обоих подозреваемых, а не тот факт, что они «мигранты».

Почему мужчины, независимо от их происхождения и национальности, так резко реагируют на окрашенные волосы других мужчин? Возможно, потому что у них есть установки в голове, где мужчины (по умолчанию гетеросексуальные и цисгендерные) должны выглядеть и вести себя определённым образом.

И если даже выслать всех «мигрантов» хоть в Таджикистан, хоть в Республику Коми, то вряд ли подобные преступления прекратятся. Ведь причина лежит именно в токсичной маскулинности, которая характерна и для русских мужчин. Гендерное насилие, гомофобия и прочие последствия токсичной маскулинности крепко защищаются и на уровне государства: власти РФ не стремятся к принятию закона о домашнем насилии, но с радостью ограничивают права ЛГБТК-людей.

Отдельно стоит отметить, что призывы к «выдворению мигрантов» часто опираются на якобы высокую статистику преступлений, совершённых мигрантами. Что бы ни говорили официальные лица, это просто миф, который рационализирует расистские взгляды людей.

С января по май 2023 года иностранцы и лица без гражданства совершили 18 тыс. преступлений, это 2,2% от общего количества. А по данным начальника Главного управления по вопросам миграции МВД РФ Валентины Казаковой доля преступности среди всего населения РФ равна доли преступности среди иностранцев — 0,55%.

Эта общая статистика не учитывает характер преступлений: мигранты могут стать «преступниками» из-за нарушения иммиграционного законодательства и таким образом попасть в статистику; среди трудовых мигрантов много молодых мужчин, которые в основном и совершают преступления независимо от национальности.

Любители кого-либо выслать, к сожалению, забывают посмотреть на преступность среди мужчин и женщин. Первых в России — 46% населения (по данным переписи 2021 года), и совершают они 84% всех преступлений (по данным Росстата за 2019 год). Но пока не видно, чтобы кто-то открыто и массово выступал за высылку (всех) мужчин только из-за того, что среди них много преступников.

В целом, по данным Генпрокураторы РФ, среднестатистический преступник — мужчины 30-49 лет без высшего образования и без постоянного источника доходов. И если серьёзно говорить, то это не повод их куда-то выселять, но повод для специалистов изучить, что толкает людей (и именно мужчин, и по большей части граждан РФ) на преступления и что нужно сделать для профилактики этих преступлений.