«Мне указывали, что я человек второго сорта»: Татьяна Никонова о своей коми идентичности

12 мая 2021 года из жизни ушла феминистка, секс-блогерка и журналистка Татьяна Никонова. Она родилась и выросла в Коми, стала одной из самых известных секс-блогерок в России и успела даже поспорить с Виталием Милоновым о феминизме. Но не менее важным для Никоновой была её коми идентичность. Рассказываем, что она про это говорила.


Татьяна Никонова родилась 4 февраля 1978 года в Печоре, но выросла в Ухте. Её отец — геолог, мать — воспитательница детского сада. В 20 лет Татьяна переехала в Москву.

Блогерскую и журналисткую деятельность Никонова начала в 2000-х, а в 2012 создала блог Sam Jones’s Dairy, где она писала про секс, феминизм, домашнее насилие, гендер, психические расстройства и многое другое. По словам The Village, Татьяна «была одной из первых блогерок, которые открыто заговорили о сексе, основываясь на научных исследованиях и не стесняясь называть вещи своими именами».

Высказывалась она также в поддержку ЛГБТК-людей и людей с ВИЧ: Никонова называла себя интерсекциональной феминисткой, то есть рассматривала сексизм в контексте пересечения разных видов дискриминации. Например, гомосексуальная женщина может сталкиваться и с гомофобией, и с сексизмом, а небелая женщина — с расизмом и сексизмом.

Сама Никонова говорила про дискриминацию из-за того, что она коми.

«Обычно не зацикливаться [на национальности] предлагают те, у кого с этим проблем нет. Мне вот 20 лет указывали на то, что я человек второго сорта из-за национальности, так просто это не выбросить».

В пример Никонова приводила слова своей учительницы по химии, которая решила не отправлять её на олимпиаду, потому что коми 200 лет назад «бегали по деревьям и кору жрали». Татьяна писала, что к коми русские относятся так же, как и к украинцам: воспринимаются менее умными и образованными, недостаточно интеллигентными, а в кино герою специально могли добавить акцент, чтобы показать его как «чисто колхоз».

Но идентичность Татьяны была более сложной: «Я наполовину коми (коми-зырянка), наполовину коми-пермячка, считаю себя коми, потому что выросла в близости [к] этой культуре, мне проще себя с ней идентифицировать». При этом она называла себя также носительницей советской и российской культур, которые в ней сосуществуют.

Фото из инстаграма Татьяны Никоновой

Никонова говорила, что коми языку её не учили, поэтому она носительница только русского. Да и знать коми язык, по её словам, было стыдно из-за ассоциаций с селом. На будущее коми языка и коми народа Татьяна смотрела несколько пессимистично:

«Коми осталось около 200 000 человек, сто лет назад было примерно столько же, мы совсем не растём и не развиваемся как народ, это стагнация. Язык знает уже значительно меньше людей, чем раньше, с культурой тоже труба. Так что для меня говорить, что я коми — это способ не забывать, что такой народ существует, хотя жить ему осталось, похоже, недолго».

Никонова говорила, что людям свойственно разделять людей на выдуманные группы, чтобы мозгу было проще обрабатывать информацию. Поэтому надо вычислять свои когнитивные искажения, чтобы видеть людей вместо ярлыков.

12 мая 2021 неожиданно для всех Татьяна Никонова умерла. Книга, которую она писала, так и не была издана, но её вклад в сексуальное просвещение, феминизм и защиту прав уязвимых групп неоценим. К сожалению, сайт и телеграм-канал Никоновой уже не работают, но все её посты остались в инстаграме и частично ВКонтакте.

Автор: Валера Ильинов