Сергей Рубан: по тонкому льду между совестью и системой

Глава Усть-Куломского района Сергей Рубан стал фигурантом уголовного дела — его подозревают в превышении должностных полномочий при реализации программы переселения из аварийного жилья. В администрации района прошли обыски. На фоне происходящего жители массово поддерживают своего главу в социальных сетях. Что произошло и почему, что думают люди и правы ли они? Человек, который не понаслышке знаком с ситуацией, поделился с нами своим мнением.


Что произошло? 

Усть-Куломский район — один из самых национальных районов на юге Республики. Это большой отдаленный сельский район, со своей спецификой и проблемами. Население района всего около 21, 5 тысяч человек, и подавляющее большинство из них коми.

Сергей Владимирович Рубан возглавляет Усть-Куломский район с 2015 года, до этого он был главой районного центра. Ни у кого в районе нет сомнений в том, что он толковый, опытный и компетентный руководитель. Авторитет и профессионализм его очень высок, он действительно погружён в специфику района, и находится в контакте со всеми значимыми людьми в районе и Республике. Человек с полной отдачей работает на своем месте — во всех смыслах этого слова.

Причиной уголовного дела стал дом, который должен был быть построен для переселения людей из аварийного жилья. Однако строительство было проведено с критическими дефектами в конструкции. Дом пришлось разобрать, и начать строительство снова. Это повлекло нарушение сроков переселения и дополнительные расходы для бюджета: дом и по сей день не закончен. 

Этим заинтересовался Следственный комитет: в отношении Сергея Владимировича было возбуждено уголовное дело о превышении полномочий.

Мнения

Тема настолько острая, что не только люди, но уже и некоторые СМИ начали строить предположения о причинах и возможных итогах события. Мне бы хотелось поделиться своим мнением, поскольку многие из теорий кажутся мне скорее популярной мифологией.  

Существует мнение, что проверка в отношении Рубана — инициатива Ростислава Гольдштейна. Однако это не так. Следственному комитету и ФСБ никакой глава и никакой губернатор не указ. Они действуют сами — такова мощь и власть этих ведомств, они демонстрировали это неоднократно. Ни инициировать, ни остановить процесс Гольдштейн не может. Поэтому, я думаю, он молчит и ситуацию не комментирует. По той же причине все обращения к нему в социальных сетях бесполезны.

Другие напротив считают, что вопрос можно решить по административной линии, и если обратиться к Гольдштейну напрямую и попросить за Рубана, он выступит в его поддержку. Однако силовые структуры не склонны отступать назад: он не станет прислушиваться ни к низовому протесту, ни к самому Гольдштейну. Им нет дела до предвыборных «многоходовочек». Пример Сыктывдинского района и его главы Любови Дорониной очень показателен. Силовые структуры в России — всесильны и им чуждо всё человеческое.

Многие задаются вопросом: в чём причина внимания Следственного комитета к делу Сергея Рубана. Но сейчас не так важно, что именно привлекло внимание Следственного комитета к одному недостроенному дому в глухом углу далёкой национальной Республики. Это могла быть жалоба на затягивание сроков переселения, поступившая от жителя аварийного дома или жалоба на затягивание оплаты от подрядчика. Внимание СК мог привлечь даже чрезмерно длинный срок строительства — без всяких жалоб. Сейчас важно, что уголовное дело уже возбуждено, и откатить этот факт назад уже проблематично, если не сказать невозможно.

Следственному комитету всё равно до специфики района и Республики. Ему всё равно, что Усть-Куломский район — это такая отдаленная местность, что в ней не найти ни качественного подрядчика, ни другого опытного человека на должность главы района. Ему всё равно, что на носу выборы, а Гольдштейн очень нуждается в поддержке именно национального электората в сельских районах. СК просто делает то, что привык делать везде.

Разумеется, всех интересует, существовал ли факт превышения должностных полномочий или коррупции на самом деле. Я думаю, что в этой истории нет ни коррупции, ни превышения полномочий в их нормальном правовом смысле. Потому что в современных реалиях существует сплошная серая зона, в которой любое действие муниципального чиновника может обернуться нарушением закона. Если не превышение полномочий — то мошенничество, если не нарушение сроков и предмета договора — то неисполнение бюджета, если не растрата — то халатность. Чтобы не получить уголовную статью, чиновнику надо просто ничего не делать. Или не быть муниципальным чиновником. Во всех остальных случаях — это вопрос времени.

Фотография из паблика ВКонтакте «Подслушано Усть-Кулом»

Низовой протест, который поднялся в поддержку Сергея, некоторые хотят видеть политическим. Но он таким не станет. Слова «за Рубана» никто воспринимает как «против Гольдштейна», «против Москвы» или «против Путина». Речь про небогатый сельский район, в котором живут люди, работающие в своём большинстве в бюджетной сфере или получающие  пенсию и пособия. И их физическое выживание зависит от их лояльности. Именно поэтому они и поддерживают главу своего района.

А что насчёт политических партий, которые могли бы воспользоваться ситуацией в свою пользу? Оппозиция в лице КПРФ остаётся на расстоянии от этого протеста по той причине, что глава Рубан — действующий системный чиновник и член «Единой России». Защищать его? Критиковать Следственный комитет?  Если КПРФ заинтересуется ситуацией с аварийным жильем и поддержит СК — они пойдут против мнения жителей района. Поэтому даже комментария от КПРФ мы не видим.

При этом несмотря на равнодушие Следственного комитета к Рубану, ширящийся протест заставляет нервничать власти Республики. И спустя несколько дней молчания Сергей Владимирович Рубан написал пост ВКонтакте, который определенно призван остановить волнения.

Рубан дор?

Следует отметить, что с начала  полномасштабного вторжения России в Украину Рубан активно  поддерживает войну. Пользуясь своим авторитетом, он нормализует её и делает рутиной для жителей своего района. С помощью административного ресурса он организует сбор и отправку военной помощи для российских военных в зону боевых действий. На своей странице публикует некрологи земляков, ушедших на войну по контракту. Неоднократно он и сам выезжал с военными грузами на оккупированные территории Украины.

Фотография со страницы Сергея Рубана ВКонтакте

Учитывая всё это, совсем не удивительным стал хештег, с которым выходят многочисленные посты поддержки в соцсетях — «Za Рубана». Один в один — провластный провоенный флешмоб, которому та же самая власть опрометчиво научила своих бюджетников. Вот и «Рубан дор» сменилось на «Za Рубана».

На мой взгляд история Сергея Рубана — это история о том, что даже по-настоящему талантливые, активные и способные принести огромную пользу нашей Республике люди, находясь в несвободной, коррумпированной и лживой системе, теряют себя. В этой системе они вынуждены раз за разом совершать выбор между большим и меньшим злом. И в итоге система за это самое их и пожирает.

Меньшее зло — это тоже зло.