Гляденовское городище: забытая древняя столица коми и пермяков

Коми и пермяки сегодня — два разных народа, разделённые административными границами. Когда-то наши общие предки занимались охотой и выплавкой металлов, строили поселения и создавали уникальные предметы культуры. Поговорим о Гляденовском городище — культурном центре своего времени, забытой древней столице наших предков.


Пермь — ныне столица Пермского края, когда-то была небольшим посёлком при медеплавильном заводе. Он был заложен в 1723 году по приказу Петра I капитаном-поручиком Василием Никитичем Татищевым. Только в 1780 году по Указу Екатерины II этот посёлок стал столицей Пермского наместничества, административным центром Российской Империи для шестнадцати уездов, объединив территории по восточным и западным склонам среднего Урала.

Но существует другая — более древняя история этой земли. В двадцати километрах от центра Перми есть небольшая возвышенность, уже заросшая густым таёжным лесом, недалеко от места впадения речки Мулянка в Каму, на длинном мысу левого коренного берега. Это Гляденовское городище-костище.

Гляденовская гора

Его открыл в конце 90–х годов XIX века сельский учитель по фамилии Курочкин. В 1896 году городищем заинтересовалась Императорская Археологическая Комиссия. Масштабные стационарные работы были организованы председателем Пермской ученой архивной комиссии Николаем Никифоровичем Новокрещенных. Во время первых раскопок на площади почти 800 м² была было найдено огромное количество обугленных костей животных на глубине более полутора метров. Благодаря чему к названию было добавлено слово  «костище».

Новокрещённых Николай Никифорович

На месте раскопок было обнаружено более 24 тысяч различных предметов: в том числе культовой металлопластики пермского звериного стиля, наконечников стрел, бус, керамических сосудов. Правда само городище не заинтересовало исследователей, и раскопки были прекращены. Кости же, извлеченные из раскопа, вероятно были вывезены крестьянами на фосфорный завод — это было распространенной практикой того времени, потому многие святилища такого типа были уничтожены. Например,  где находились Гаревское, Топосихинское и Пьянковское костища, мы не знаем по сей день.

Следующие сто лет городище-костище считалось полностью исследованным. Предполагалось, что оно являлось культовой площадкой совершения ритуальных жертвоприношений железного века. Новые археологические работы начались только в 1980–е годы и были связаны с разработкой гравийного карьера. Карьера, который полностью уничтожил верхнюю площадку этого культурного памятника, и уже навсегда стер из памяти часть его многовековой истории.

Раскопки тех годов выявили культурный слой керамики поздней ананьинской культуры V–III веков до нашей эры, который ранее совершенно не исследовался. Ананьинскую культуру, распространенную на территории Поволжья и Прикамья большая часть исследователей связывает с финно-угорской языковой группой и с общим прапермским языком.

Расположение раскопа Гляденовского городища-костища, 1980-2000 годы

Позднее, в 2014 году на Гляденовском городище исследователи обнаружили систему укреплений со стороны мыса и сооружения в виде башен. С этого момента этот объект стали рассматривать не как небольшую ритуальную площадку, а как многоуровневый, фортификационный и уникальный комплекс для всего Пермского края. Гляденовская культура названа так именно по этому древнему комплексу и является продолжением ананьинской. Вероятно именно племена гляденовской культуры были древними предками всех коми.  

Что мы знаем благодаря Гляденовскому городищу?

Примерно 2500 лет назад проходит существенная милитаризация: появляются укрепленные поселения, в том числе и Гляденовское. На самом раннем этапе своего существования (в VI–V веках до нашей эры) городище было уничтожено огнём (вероятно в результате военных действий).

После его сожжения, площадка была расчищена перед возведением новой фортификации. От нижнего яруса городища сохранились два ряда столбовых ямок, опорных столбов стены и очертания сгоревшей башни, прямоугольной в плане. После этого, площадку не стали расчищать, а отступив вниз по склону, построили новую систему более технологичных укреплений. Ранняя конструкция осталась законсервирована под насыпью вала в V–IV веках до нашей эры.

Снаружи и внутри стен был насыпан вал из глины с галькой, которые добавляли жесткость конструкции, образуя «панцирь», а внешняя поверхность вала дополнительно укреплена: обмазана красной глиной.

В вал были врезаны деревянные башни, которые обеспечивали вход и выход из городища. Для раннего железного века такой сложный инженерный уровень фортификации уникален, из чего можно сделать вывод, что городище было крупным производственным и культурным центром для своего времени.

Ранний и средний этапы развития гляденовской культуры  это период наивысшего расцвета Гляденовского костища. Развитие скотоводства переживало значительный подъем — животных массово приносили в жертву на костищах. 

Развитие производящей экономики вызвало демографический взрыв: в начале I тысячелетия до нашей эры увеличилось количество поселений. Переизбыток населения в широкой пойме реки Кама привёл к дефициту ресурсов, и, как следствие, к локальной миграции гляденовцев. Эти миграции способствовали освоению сопредельных территорий, и к IV веку нашей эры были сформированы все локальные варианты гляденовской культуры.  

В этот период появились немногочисленные инокультурные воинские группы,  например ранние комплексы Мокинского могильника. Они включились в местную культурную среду и проживали совместно с гляденовским населением. В это время городище утратило свою оборонительную функцию, как и большинство укрепленных поселений ананьинской эпохи в Пермском Прикамье. Племена переселились с террасы Камы на пойменные дюны и береговые террасы мелких рек, а Гляденовское городище стало функционировать уже как святилище.

В конце IV–VI веков нашей эры снова случилось похолодание, которое сопровождалось большим количеством осадков. Вероятно, широкую долину реки Камы, которая оставалась основным ресурсом для ведения хозяйства, стало постепенно подтапливать и заболачивать. Это снова привело к дефициту ресурсов.

Ареал проживания гляденовской общности

В конце IV века, вероятно, вследствие начавшегося упадка хозяйства, костища постепенно перестали функционировать и началась борьба за пригодную для выпаса скота территорию между различными гляденовскими группировками. Постепенно значение гляденовских костищ снижалось. 

Во второй половине IV века в Прикамье появились новые группы пришлого населения. Характерные для этих групп захоронения были найдены в местах Тураево и Кудаш. Подобные погребения присутствуют в могильниках всех локальных вариантах гляденовской культуры, поэтому учёные делают вывод, что пришлые воинские отряды были малочисленными. Они влились в структуру местного населения, вероятно, захватив власть в воевавших между собой гляденовских группировках.

В V веке гляденовское население освоило бассейн реки Сылва, бассейны рек Обва и Чусовая, и территорию Верхней Камы. Их потомки станут ядром родановской культуры, которая связана коми-пермяками и Пермью Великой. 

Пик похолодания пришелся на V век, из-за чего вести хозяйство в прежних местах обитания стало невозможно. Поэтому к началу VI века вся территория Среднего Прикамья была заброшена гляденовским населением и ядро гляденовской культуры перестало существовать. 

Постройки 

Типичные жилые постройки представляли собой бревенчатые конструкции прямоугольной формы, в центре помещения находился очаг. Внутри одного из останков таких помещений были найдены развалы глиняных сосудов, каменные пряслице, часть лошадиного уздечного набора из медвежьих костей с изображением головы медведя, наконечники стрел. 

Вызывает отдельный интерес одна из таких построек, которая занимает 43 м². Внутри неё были найдены скопления костей животных и несколько лошадиных челюстей. Рядом находилось погребение ребенка и развалы ананьинских сосудов IV века до нашей эры.  Это помещение может иметь несколько интерпретаций.

3D-реконструкция Гляденовского костища

Первая — постройка и погребение имели культовый характер. Постройки аналогичного типа изучены на Гремячанском поселении-святилище Пермского края. Это были так называемые «дома мертвых» в ананьинской погребальной традиции. Усопшего погребали в деревянном здании, после чего сжигали здание вместе с обрядовыми предметами и личными вещами, которые могут понадобиться ему в мире мёртвых. Подобные традиции есть у многих финно-пермских народов: куала — у удмуртов, кудо — у марийцев, куд — у мордвы, кота — у финнов. 

Вторая интерпретация предполагает, что детское погребение в постройке связано с гибелью городища и прекращением его использования как крупного постоянного поселения. Погибшие в ходе вооруженного столкновения жители городища могли быть погребены в постройках, перед тем как выжившие покинули поселение.

К сожалению, скорее всего мы никогда не узнаем, какие лишения испытывали на себе древние жители и какая интерпретация этой постройки верна. 

Материальное наследие

Удивительно, но на раскопках Гляденовского городища было найдено 14 тысяч бус. Самыми распространенными были золотостякленные и из золотого бисера, возможно символизирующие солнце. Там же было найдено большое количество железных ножей, бронзовых наконечников стрел и ритуальных железных штырьков, которыми крепились жертвенные подношения к стволам деревьев или деревянных идолов. 

Фрагменты стеклянных бус

Среди украшений отдельно можно выделить бронзовые бляшки и шумящие подвески, амулеты из костей животных, и конечно культовую металлопластику пермского звериного стиля. Среди различных зооморфных сюжетов — образы волка, медведя, лося, водоплавающих и хищных птиц. Образ птицы сохранился в мифологии всех коми — в мифе о сотворении мира Матерью-уткой.

По всему краю Гляденовской горы можно заметить естественные выходы сырья для выплавки металлов. Это не может быть совпадением, потому Гляденовское городище вероятно было ещё и крупным металлургическим центром.  

Анализ и эволюция сюжетов звериного стиля с раннего железного века до появления русского населения на этих землях позволяют утверждать, что эти образы экспортируются и в Зауралье и Западную Сибирь. Наиболее показательным здесь является образ медведя в «жертвенной позе», распространившийся и у населения Приобья, и в Западной Сибири.

Культурное наследие?

В настоящее время весь комплекс зарос густым таёжным лесом, а о богатом прошлом сообщает только табличка о принадлежности комплекса к федеральным памятникам археологии.

У подножия с северной стороны, на берегу Мулянки русская православная церковь возвела постройки уже современного культа, назвав родник именем Святого Трифана Вятского, который по церковному жизнеописанию 400 лет назад жил здесь в пещере и насаждал местным дикарям святую веру. Вот только пещер тут никогда не было, а это — засыпанная штольня, где уже в Новое время пытались добывать медистые песчанники для медеплавильных заводов Перми. 

Гляденовское городище — важнейший старинный центр культуры и производства, существенная часть истории этой земли и народов здесь проживающих. Мы не можем себе позволить потерять нить соединяющую нас с нашими предками, мы не можем себе позволить забыть кто мы и откуда. 

Гляденовская гора

Наша идентичность основана на тысячелетней истории, культурном наследии и связи с природой. Мы живые потомки тех древних жителей, которые, испытывая лишения и невзгоды смогли назвать эту землю своим домом. Коми-пермяки никогда не являлись отсталыми и дикими племенами, которым подарили все блага цивилизации. Мы должны сохранить оставшееся богатейшее наследие памятников, культуры и языка этой земли. Это не мифы и легенды о вымершем народе — это живые свидетельства истории и память, которая не должна быть утрачена.

Гляденовское городище может и должно стать историко-музейным комплексом, раскрывающим тысячелетнюю историю, особенности жизни, быта и культурных традиций наших предков.