Локчимский исправительно-трудовой лагерь — Локчимлаг — был создан 16 августа. А ликвидирован 17 августа. Правда между этими датами прошёл не один день, а три года… и один день. Сегодня 85 годовщина ликвидации Локчимлага.
Название лагеря происходит от реки Локчим, притока Вычегды, — летом 1937 года вдоль неё открылись спецлагеря НКВД. Главной задачей лагеря стало «освоение новых крупных лесных массивов вычегодского бассейна».
Локчимлаг стал одним из крупнейших по площади лагерей. Лагпункты были размещены в Усть-Куломском, Сторожевском, Корткеросском и Сыктывдинском районах. Кроме того существовало два пересыльных пункта в Сыктывкаре и Котласе и три перевалочных базы в Котласе, Айкино и на станции Мураши.

Всего за период существования Локчимлага был построен 21 лагпункт, а общая площадь лесов, на которых велись лесозаготовки, составляла 3,5 миллиона гектаров.
Локчимский комбинат
Локчимлаг появился не на пустом месте. В 1927 несколько трестов объединились в один, который стал принадлежать СССР и получил название «Комилес».
В те годы советская власть уже взяла курс на индустриализацию, и остро нуждалась в ресурсах и товарах на экспорт. В те годы стоимость заготовляемого экспортного леса оценивалась в 8,5 миллионов рублей.
В 1930 году Совет народных комиссаров обязал Северный край заготовить 65 000 000 м³ древесины.
Крестьян заставляли принимать «добровольные самообязательства» по лесозаготовкам: отказ грозил привлечением к уголовной ответственности. Жили они в наскоро сколоченных бараках и землянках. Труд в тяжёлых условиях не давал тех результатов, которые были нужны советской власти.
Потому уже в начале 1930-ых к труду начали принуждать заключённых и спецпоселенцев. В это время в лесу уже работало около 30 тысяч человек.
17 апреля 1932 года был создан Северный комбинат. Сначала он находился в подчинении Северного краевого управления исправительно-трудовых учреждений (УИТУ), с 1933 года — у Главного управления исправительно-трудовых учреждений (ГУИТУ). В 1934 он был переподчинён ГУЛАГ НКВД СССР.
Управление комбината разместили в посёлке Пезмог (Пезмöг) Корткеросского района. Аджером был построен силами заключённых позднее.
В декабре 1933 года к комбинату были приписаны 2450 заключенных и более 2456 спецпоселенцев. Преимущественно это были люди, осуждённые по 60 и 61 статьям УК РСФСР — те, кто не платил обязательный сбор или отказывался от принудительных работ.
Основные подразделения комбината находились на территории современного Корткеросского района, и помимо управления в него входили несколько ИТК, два агентства и шесть спецпосёлков.

Среди прочего планировалось построить железную дорогу Пинюг – Сыктывкар протяжённостью 260 километров. Работы начались в 1929 году, это была первая железнодорожная стройка, на которой использовался труд заключённых.
В 1931 году работы законсервировали, потом начали снова. Окончательно от строительства железной дороги отказались только в 1939, а до тех пор почти полностью прорубили просеку, на 45 % выполнили земляные работы и построили искусственные сооружения наполовину.

Работа комбината была признана неудовлетворительной из-за «недостаточного финансирования, неэффективного расходования средств, плохой организации труда и тяжёлых бытовых условий». В 1936 году комбинат был закрыт, а его хозяйственная база была передана тресту «Комилес».
Кто руководил Локчимлагом
16 августа 1937 года первым начальником Локчимлага стал Ефим Давидович Вуль. Он уже несколько лет работал в системе ГУЛАГ, и был переведён в Коми из Дмитлага (Московская область). Вероятно, это было понижением по службе: в 1923 он был осуждён за должностные преступления, освобождён в 1925.
На должности начальника Локчимлага он тоже не задержался, уже 10 декабря 1938 года он был уволен из НКВД. В 1940 году он был арестован и освобождён, в 1942 арестован снова, но теперь с приговором — восемь лет лагерей.
Вышел он в 1950 году, но умереть ему было суждено в неволе: в 1951 его сослали в Казахскую ССР, где он и умер.

Следующим начальником лагеря стал Василькиоти Николай Андреевич. До 1938 года он был заместителем начальника УНКВД по Иркутской области и членом особой тройки. На должности он тоже не задержался — 9 июля 1939 был арестован. Информации о его смерти нет.

Среди других начальников лагеря перечислены Г.Я. Томилов, В.А. Михайлов, Г.В. Кардорский. При этом Михайлов был последним: дата окончания его службы на должности — 17 августа 1940 года.
Заключённые
Уже в октябре 1937 года в Локчимлаге было 18937 заключенных. До 1939 года численность заключённых увеличивалась, но на момент закрытия лагеря в 1940 заключённых было чуть более 10 тысяч человек.

Историк и краевед Анатолий Антонович Смилингис называл Локчимлаг «самым страшным» из всех лагерей Коми. Ещё подростком Анатолий был сослан из родной Литвы в Коми вместе с родителями. Они погибли в лагерях, а Анатолий даже после смерти Сталина не стал возвращаться на родину. Он остался в Коми и посвятил жизнь сохранению памяти.

Другие историки, например Николай Алексеевич Морозов, тоже писали о невыносимых условиях в Локчимлаге. Руководство лагеря пыталось экономить на всём, и в первую очередь — на базовых нуждах заключённых.
Например, несмотря на наличие запасов муки, начальники лаготделений умышленно снижали нормы питания до 200 грамм хлеба в день. Заключённые питались мучной похлёбкой. Узники Локчимлага вспоминали, что голод был настолько сильным, что в попытках выжить люди опускались до каннибализма.
А работать приходилось в условиях невероятного холода: на каждый участок лагеря выделялось по две тонны вазелина для профилактики обморожений. Правда несколько сотен заключённых с обмороженными конечностями даже не слышали о подобной профилактике.
В 1938 году руководству лагеря удалось сэкономить 606 700 советских рублей. Разумеется, сэкономленные деньги были направлены на зарплату управленческого персонала лагеря.
Побеги карались расстрелами. Особая тройка НКВД Коми АССР 28 января, 7 и 14 февраля 1938 года приговорила к расстрелу за попытки бегства 106 заключённых, осуждённых за неуплату налогов или отказ от исполнения трудовой повинности. Но даже при таких рисках в том же 1938 году из Локчимлага сбежало больше 600 человек.

Все лагпункты были переполнены; сотни заключённых размещались вне зоны — в землянках, времянках, палатках, сараях местных жителей.
С октября 1937 по май 1938 в Локчимлаге погибло 3169 человек. В 1938 — уже 4003 человека. Главными причинами смертности в лагере были истощение организма и авитаминоз.
Стоит отметить, что во всех лесных лагерях в 1938 году погибло 22 910 человек, примерно четверть из всех погибших в ИТЛ. Наконечный Михаил Юрьевич в своей статье о смертности в лесных лагерях ГУЛАГа пишет:
«Достаточно сказать, что за один год и только в лесных лагерях погибло больше заключённых, чем за 20 лет существования всех каторжных тюрем Российской Империи».
Многочисленные нарушения были обнаружены в 1939 году комиссией, однако условия содержания заключённых изменились мало. К 1940 году на 26 тысяч заключённых в лагере было всего 188 медицинских работников.
Даже выполнив дневную норму, заключённый питался черпаком мутной баланды с листом мёрзлой капусты. На ужин полагался черпак каши, заправленной солидолом, который назвали супом, и хлебный паёк. Даже миски, которые в лагере были, на руки не выдавали: заключённые ели из консервных банок.
Заключённые Локчимлага были разделены на четыре категории: «А», «Б», «В», «Г». По мере ослабления заключённых переводили в более низкую категорию и сокращали паёк. Категория «Г» была последней, и оказавшись в ней от кладбища заключённого отделяла неделя или две.
Нормы выработки по заготовке древесины не соответствовали человеческим силам. Жизнь одного заключённого Локчимлага равнялась 8–10 кубометрам древесины.
Созданный ради прибыли Локчимлаг, мягко говоря, не окупился. В 1939 году его деятельность обошлась в 56 миллионов рублей убытков. Несмотря на то, что официально датой его ликвидации считается 17 августа, начальник управления Локчимлага издал приказ только 9 сентября 1940 года. Согласно приказу:
«Все материальные ценности и весь персонал Локчимлага с 10 сентября 1940 года предать в полное распоряжение Устьвымлага».
Память о Локчимлаге
В 2001 году при строительстве шоссе было найдено тайное лесное кладбище с телами более двух тысяч узников, которые работали на строительстве Печорской железной дороги. На его месте планировался историко-мемориальный комплекс.
В том же году администрация Корткеросского района установила камень-памятник с табличкой «Узникам лесных лагерей». Кроме неё на памятнике были фотографии узников Локчимлага. В 2022 рядом с памятником поставили уменьшенную копию лагерной вышки.

В 2023 году правозащитник Игорь Сажин сообщил, что с памятника сняли все таблички с фотографиями реабилитированных и репрессированных.
На кладбище заключённых «Лесозаводское» в июле 2004 года установлен Памятный крест.

Краевед Анатолий Смилингис, который умер в 2021 году, посвятил жизнь поиску захоронений и восстановлению исторической памяти. Во многом благодаря ему в Корткеросском районе известны места 73 бывших лагерных участков, лагерных пунктов, специальных поселений и трудпосёлков; обнаружены 24 лагерных захоронения, а на 16 из них установлены памятные знаки.
3 и 4 сентября 2022 года «Револьт-центр» организовал выставочный проект под названием «Что ты мне сегодня дашь, незнакомый человек». Он был посвящён сохранению памяти о том, что происходило в Локчимлаге. Как Россия относится к сохранению памяти, говорит тот факт, что 15 августа Минюст признал «Револьт-центр» иностранными агентами, а 16 августа 2025 года «Револьт-центр» закрылся.


