«Перешагнувший границу миров». В Сыктывкаре ушёл из жизни художник Юрий Лисовский

В Сыктывкаре 16 января скончался художник-этнофутурист Юрий Лисовский, один из самых ярких представителей современного финно-угорского искусства. Он знаменит своим уникальным стилем, в котором древние символы и мифология (в частности, коми эпос о сотворении мира) переплетаются с современной графикой. Редакторка Komi Daily Елена Соловьёва, знавшая Юрия Лисовского много лет, вспоминает о нём как о талантливом художнике и замечательном друге.


Когда я думаю о нём, почему-то первое, что приходит на память, — это ослепительно яркий апрельский день. Мы где-то на окраине Затона (посёлок Краснозатонский, входит в городское образование Сыктывкар), нас много, мы болтаем, смеёмся, дурачимся, запускаем красные шары в синее небо. В общем, празднуем. Празднуем мы День рождения моей подруги на даче нашего общего друга – Юры Лисовского. Он любил, когда собирается много людей, когда всем весело. Вспоминая Юру, всегда вспоминаешь праздник.

За пару недель до этого он отмечал свой День рождения. 11 апреля — две стрелы в небо, как говорил сам Юра. Он для всего придумывал образы и, мне кажется, всегда видел ещё какой-то параллельный мир. Можно было смотреть в одну сторону, на одного и того же человека или один и тот же предмет, но он всегда видел больше. И это неудивительно, ведь он был художником.

«Солнечный бубен». Юрий Лисовский

Я познакомилась с Юрой лет тридцать назад, тогда у него были густые кудри и чуть ли не бакенбарды. Юра рассказывал, как прохаживался по Сыктывкару с приятелем по прозвищу Лёлик. У Лёлика тоже была яркая внешность — каре и выразительный профиль. Какая-то девушка показала на них пальцем и сказала своей подруге: «Смотри, вон Пушкин с Гоголем идут». Юра очень смеялся, рассказывая эту историю. Он вообще любил смеяться и умел видеть в жизни много хорошего и увлекательного.

Он был захвачен жизнью, как интересным приключением, поэтому всегда оставался подростком в душе. Он умел расти как личность, но совершенно не мог повзрослеть. 

Юра родился и вырос в городе Шепетовка. В Сыктывкар он приехал совсем юным, кажется, после 8-го класса школы. Говорил, что, как многие тогда делали, просто закрыл глаза, ткнул пальцем в карту СССР и попал в Сыктывкар. Сначала учился в речном училище в посёлке Краснозатонский, потом в училище искусств. В Коми он полюбил. Полюбил он, во первых, свою будущую жену Свету, а во-вторых, мифологию и народное искусство коми. Древние мифы и образы, кажется, бесконечно питали его творчество. 

И конечно, он полюбил местную природу, как ни банально это звучит. На его страничке в фейсбуке есть большая подборка работ и фотографий. Она про то, как Юра видел этот мир, как он в обыденном находил фантастическое.

Фото Юрия Лисовского

Мы частенько ходили вместе на природу: жгли костры на затонских пляжах, бродили по окрестным полям, забирались в леса. Однажды мы договорились, что стартуем, как обычно, из его мастерской в Затоне. «Паша наколдует хорошую погоду», — пообещал Юра. Паша — это наш общий друг. С утра мы были на месте. Небо затянуло тучами, поднялся ветер. Я пошутила про то, что фокус не удался, но Юра светился так, как будто он у нас сегодня вместо солнца, погода его нисколько не смущала. Мы отправились в поля. Уже по дороге тучи начали куда-то разбегаться, моросивший дождь прекратился, заметно потеплело, а мне пришлось признать, что Паша знатный шаман, хотя, сдаётся мне, вовсе он и не колдовал, а Юра всё выдумал. Но удивительным образом в нашей общей компании как-то размывались грани между выдуманным и реальным. Мы всегда как-будто путешествовали не просто на природу, а на границу миров.

«Два чума». Юрий Лисовский

Как-то мы с подругой Таней зашли к Юре на работу, в редакцию журнала «Арт», — выпить кофе. С нами была коллега Лена. Юра разжился каким-то индийским кофе, и, угощая нас, рассказывал, что сейчас почему-то пишет чумы, чумы, одни только чумы, и непонятно откуда появилась эта страсть.

— Мне друг сказал, что они у тебя как египетские пирамиды, — сказал Юра и засмеялся. 

— А вы что, специально ездите в тундру? — спросила Лена, которая почему-то думала, что чумы можно писать только с натуры.

— Тундра, — ответил Юра, ставший на мгновение более серьёзным, — у меня в голове.

Я очень люблю вспоминать эту историю, потому что у Юры в голове, действительно, были целые миры и куча всяких неожиданных идей. Однажды он говорит мне: «Я тут придумал новый проект, назвал его “Зырянские галактики”». Оказалось он фотографировал макушки людей, и завихрения волос действительно были очень похожи на спиральные галактики. В этот период он как раз увлёкся ещё и художественной фотографией. Потом была выставка в Таллинне. А потом были другие «Зырянские галактики» — в графике, где образы рыб, птиц и зверей закручивались и улетали в вечность.

В конце прошлого года он написал мне, что ездил в Китай. Одна из последних его фото — оттуда. Вот он, стоит на берегу моря, на песке, в футболке с собственным принтом, где всё опять закручивается в спирали. За его спиной изгибается береговая линия, сияющие небоскрёбы отражаются в воде, и это полыхание как будто пририсовывает ему огненные крылья. 

Юрий Лисовский. Фото с личной страницы в Facebook

Кажется, спираль была одним из его любимых образов-символов. Мне хочется верить, что сейчас он тоже летит по спирали в один из своих удивительных миров, тех фантастических миров, которые всегда рядом, если ты просто умеешь видеть. 

Автор текста: Елена Соловьёва